Опрос / Голосование
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Советы логопеда родителям детей 2-4 лет

Автор: Ларькина О.Н.
|Должность: учитель-логопед, СП "Детский сад комбинированного вида "Красная шапочка" МБДОУ "Детский сад "Планета детства" комбинированного вида"

                                Советы от логопеда родителям детей от 2 до 4 лет
Многим известно, что обычно логопед начинает заниматься с детьми после пяти лет. Именно в этом возрасте у ребёнка заканчивает формироваться артикулярный аппарат.
Но часто родители задают вопрос: «Как можно помочь ребёнку с нарушениями речи, которому ещё не исполнилось 5 лет?»
Во-первых, конечно, надо обратиться за консультацией к неврологу. Во-вторых, советую следовать по 5 основным направлениям, благодаря которым речевые нарушения значительно уменьшатся либо совсем пропадут.
1 направление: ЧТЕНИЕ КНИГ!!!
С раннего возраста нужно прививать детям любовь к чтению, научить слушать, рассматривать картинки, обсуждать прочитанное.
2 направление: РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЁНКОМ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ!!!
Рассказывайте ребёнку об окружающем мире. Ребёнок должен знать названия животных, растений, посуды, мебели и т. д. Следите за его речью. Если ребёнок не правильно сказал, например, вместо «уши» – «ухи», то поправьте его. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
3 направление: ВЫПОЛНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ!!!
Для развития мышц артикуляционного аппарата нужно выполнять основной комплекс артикуляционной гимнастики для малышей.
4 направление: РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ!!!
Для развития правильного речевого выдоха нужно развивать речевое дыхание.
5 направление: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ!!!
Это рисование, аппликация, лепка, различные конструкторы, мозайка, пазлы и т. д.
По этим направлениям необходимо заниматься каждый день, не принуждая, в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно. Например, для выполнения артикуляционной гимнастики есть замечательная сказка «Весёлый Язычок». А для речевого дыхания есть много интересных игр.
ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного. Если вне речи мы дышим через нос, то во время речи – через рот. Если вне речи вдох и выдох по протяженности примерно одинаковы, то во время речи выдох значительно превышает вдох по длительности.

Для того чтобы речь была легкой, необходимо соблюдать следующие правила:
-Говорить на выдохе
-Вдох делать через рот – короткий и бесшумный, а выдох – длительный и плавный
-Плечи при речи должны быть не подвижны, шея расслаблена
-После вдоха следует сразу начинать говорить, не задерживая дыхания
-После выдоха перед новым вдохом обязательно сделать остановку примерно на 2-3 секунды
-Во время речевого дыхания не должно быть никакого напряжения.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
    Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов: где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.
    Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
    В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.
    Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. И у вас все получится.
    Детям 2 – 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте Вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.
    Детям 5 – 7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

РАБОТА НАД ТЕМПОМ РЕЧИ

Одной из характеристик речи является ее темп. Регулирование темпа – необходимая составляющая часть речи у дошкольников.
Спокойный и даже замедленный темп речи способствует уменьшению запинок, позволяет лучше контролировать свою речь. Кроме того, спокойный темп благоприятствует более четкому произношению слов и их лучшему восприятию.
Поэтому необходимо создать ребенку условия, в которых он мог бы использовать спокойный темп речи дома.
Для этого необходимо соблюдать следующее:
-Родители должны контролировать темп собственной речи.
-Добиваться необходимости темпа от детей прямыми требованиями.
-Использовать для этого различные косвенные приемы:
а) просьбу повторить из-за того, что вы не «слышали»
б) предложить сначала подумать, а потом сказать
в) хвалить речь ребенка, когда он говорит в спокойном темпе.
В качестве упражнений можно использовать чтение стихов, скороговорок в медленном темпе.
Предупреждение заикание.
Причиной появления заикания является ослабление центральной нервной системы.
Поводом к возникновению заикания могут быть различными.
Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен, после испуга или длительной психической травмы – постоянным несправедливым, грубым отношением к ребенку окружающих его людей.
К заиканию может привести внезапное изменение, в худшую сторону, жизненных условий (обстановка в семье, режима).
Нередки случаи заикания у детей с рано развивающейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: расскажи, повтори, часто заставляют говорить напоказ и у детей с замедленно формирующейся моторной сферой.
Нельзя:
-Читать детям много книг, не соответствующих возрасту, особенно страшных сказок, так как это может вызвать чувство постоянного страха, разрешать часто и долго смотреть телевизор – это утомляет и перевозбуждает ребенка.
-Чрезмерно баловать детей, исполнять их любые прихоти, так как в этом случае психической травмой может быть для ребенка даже незначительные противоречия ему.
-Перегружать ребенка большим количеством впечатлений в период выздоровления, после перенесенного заболевания.
-Запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно, плохо освещенном.

РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Фонематический слух представляет собой УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного. При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:
— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);
— слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);
— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);
— не дописываются окончания слов.
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Итак, развитый фонематический слух позволяет:
1. Правильно произносить звуки;
2. Четко произносить слова;
3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
5. Успешно освоить письмо и чтение.
Как правильно развивать фонематический слух
Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.
Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Сначала можно предложить потренироваться:
- скрип двери
- звук рвания бумаги
- зажигание спички
- звук открытия бутылки
- звук принтера
- набор номера со старого телефона
-звук фена

Игра «Найди игрушку»
Ребенку предлагается закрыть глаза. Спрячьте игрушку (за штору, за диван, в шкаф) и предложите найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему, и тихому.
Игра «Два зайчика»
На столе два игрушечных зайчика – большой и маленький. Ребенку объясняют и показывают, как играет на барабане большой зайчик, у которого много силы – ГРОМКО И СИЛЬНО, и как маленький зайчик – ТИХО. Затем игрушки закрываются ширмой и за ней воспроизводят то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен определить и сказать (показать, который из зайцев только что играл (эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянками).
Игра «Что ты слышишь?»
Познакомить ребенка со звуками, которые издают различные предметы:
- мяч, ударяясь о пол,
- шарик, перекатываясь в стеклянной банке;
- газета, если ее разрывать;
- перелистывание книги;
- резание ножницами и т. д.
Затем эти же действия, но в другой последовательности, можно производить за напольной ширмой. Ребенок должен как можно полнее и точнее рассказать, что он слышит каждый раз.
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Игра «Три медведя»
Ребенку рассказывается сказка «Три медведя» - в сокращенном варианте. Ребенок отворачивается спиной, произносятся соответствующие реплики то: очень низким голосом; средним по высоте; высоким голосом.  Ребенок угадывает медведей.
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
- Кто брал мою ложку и сдвинул ее с места?
- Кто трогал мою чашку и ел из нее суп?
- Кто ложился на мою постель и помял ее? И т. д.
Игра "Узнай по голосу".
Перед ребенком выкладываются картинки с изображением домашних животных и их
детенышей:
- коровы и теленка (му-му);
- козы и козленка (бе-бе);
- свиньи и поросенка (хрю-хрю);
- гуся и гусенка (га-га);
- кошки и котенка (мяу-мяу) и т. д.
Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Ребенок, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит и поднимает соответствующую картинку (например, коровы или теленка). Чтобы стимулировать развитие фонематического слуха, крохе также можно зачитывать потешки, в которых будут повторяться определенные слоги и сочетания. Отличный вариант для развития слухового восприятия — это подвижные игры, в рамках которых малышу нужно будет быстро действовать, следуя инструкциям ведущего. Примеры таких игр далее. Подвижные игры для развития фонематического слуха

Игра «Кто первый».
Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.
Игра «Дождик».
Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.
2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений. Этот этап предлогается детям более старшего дошкольного возраста.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей в возрасте 2-3 лет. И если для детей в возрасте 2 лет такая гимнастика невозможна без участия взрослых, то малыши 3 лет вполне смогут справиться с заданиями самостоятельно по образцу.
Играть с малышом можно, тренируя разгибание пальцев, таким образом, чтобы поспособствовать развитию слухового внимания. Можно предложить малышу сжимать ладони в кулачок, поочередно сгибая пальцы на каждой из рук. Чтобы малышу было интереснее, каждому пальчику можно дать имя.
Надеюсь подобранный мной материал, окажется полезным для родителей и будет способствовать более глубокому развитию детей младшего дошкольного возраста.  
Желаю Вам удачи в совместных играх с детьми!

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 17.02.2022   |   Изменено: 17.02.2022 08:32:40
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Документы
Видео
Танец с платками .(подготовительная к школе группа)
Фотографии